Кладбище чугуна и железа

1897-й год. На высоком холме близ села Внуково дымит чугунолитейная мастерская предприимчивого крестьянина из села Вороново Дмитровского уезда Ивана Мироновича Галкина. Ему удалось за короткий срок построить небольшое предприятие, которое обеспечивало чугунным литьём всю местную промышленность: Орудьевскую галунную мануфактуру Ижванова, фабрику Алексеевых, фабрику Сазоновых в Гришино, фарфоровый завод Кузнецова, Запрудненский стеклозавод, суконную фабрику братьев Немковых, Костинский пуговичный завод братьев Грибковых, обувную фабрику Столяровых и др. Основным же потребителем была Яхромская бумагопрядильная и ткацкая фабрика, куда ежедневно отправлялись две конных повозки с литьём, а обратно – с чугунным ломом. Особо сложные изделия, в особенности, по заказу братьев Грибковых Иван Галкин, пользуясь своими связями, выполнял в Москве, а затем перепродавал их местным заказчикам с немалой для себя прибылью.


Механический и литейный цех. 1927-1928 гг.

После Октябрьской революции 1917 года вся власть перешла в руки советов рабочих и крестьян, и завод Галкина был национализирован и предан в распоряжение созданного в 1918 году местного Совета народного хозяйства. Завод поставлял литье местной промышленности, занимался ремонтом с/х орудий, а в 1920 году, когда для восстановления сельского хозяйства был объявлен месячник красного пахаря, завод осуществлял ремонт с/х орудий бесплатно. В 1929 году в связи созданием Московского экономического округа завод из местной промышленности перешел в ведение Металлотреста Московского областного совета народного хозяйства (МОСНХ), объединявшего 10 предприятий и получил наименование «Дмитровский чугунно-меднолитейный и механический завод №4 Металлотреста МОСНХ».

В 1931 году завод был передан в ведение треста «Государственный всесоюзный трест по производству машин и оборудования для стройиндустрии и промышленности строительных материалов (Главстроймашина) Главного управления среднего машиностроения Главного управления машиностроения и металлообработки ВСНХ СССР». Одновременно предприятие получило задание наладить выпуск цементных пушек. В 1933 году Главстроймашина поручила Дмитровскому заводу освоить выпуск первого советского цепного траншейного экскаватора МК-I (ЭТ-251), предназначенного для отрытия траншей глубиной до 2,25 метров с целью прокладки водопроводов и канализационных систем. Он оборудовался десятью ковшами на цепном приводе и имел производительность 80 кубических метров. Проектирование экскаватора началось в 1931 году во Всесоюзной проектно-технической конторой экскаваторостроения (ВТКЭ, она же «Проектэкскаватор»), выделенной в марте того же года из состава Ленинградского научно-исследовательского института машиностроения (ЛенНИИМаш). Проектирование было закончено в 1933 году, тогда же проект был передан на Дмитровский экскаваторный завод. Инженерно-технический персонал и коллектив завода под руководством директора завода С.П. Русакова, главного конструктора М.Б. Арвана и главного технолога И.А. Руднева взялись за выполнение поставленной задачи. И уже в январе 1934 года первый экскаватор был готов.


Экскаватор ЭТН-251

В 1935 году на Дмитровском экскаваторном заводе был создан специальный траншейный экскаватор МТТ, использовавшийся на строительстве трамвайных путей в Москве. В 1938-1939 гг. Дмитровский завод приступил к выпуску цепного траншейного экскаватора МК-IV с максимальной глубиной копания 1,2 м., предназначенного для строительства линий связи. Опыт эксплуатации выявил недостаточную износоустойчивость ряда ответственных деталей, что приводило к частым и дорогостоящим ремонтам. Также незадолго до войны завод построил опытный образец роторного траншейного экскаватора КГ-65 с максимальной глубиной копания 1,5 м.


Роторный траншейный экскаватор КГ-65

В период с 1932 по 1939 гг. завод несколько раз менял свою ведомственную принадлежность: в 1932 – 1933 гг. он находился в ведении Главного управления машиностроения и металлообработки Наркомата тяжелой промышленности СССР, в 1933 – 1934 гг. – Главного управления машиностроительной промышленности НКТП СССР, в 1934 – 1935 гг. – Главного управления машиностроительной промышленности НКТП СССР, в 1935 – 1937 гг. – Главного управления среднего машиностроения НКТП СССР.
В 1940 году помимо выпуска экскаваторов завод приступил к выпуску спецпродукции, для чего слесарный цех в здании бывшей гребеночной фабрики был преобразован в спеццех. В этом же здании была оборудована рабочая столовая на 100 мест. Если до 1935 года вывоз готовой продукции с завода осуществлялся гужевым транспортом, то с 1935 г. – уже автомобильным. С началом выпуска спецпродукции для ее вывоза была построена железнодорожная ветка. Всего до Великой Отечественной войны в Советском Союзе было выпущено 525 траншейных экскаваторов, из них около 500 – на Дмитровском экскаваторном заводе.

В послевоенное время завод активно выпускал различные модификации траншейных экскаваторов и испытывал их на собственном полигоне близ деревни Непейно. Предприятие построило столовую, жилой поселок для рабочих, детский сад, ясли, подсобное хозяйство. До конца 1950-х гг. Дмитровский экскаваторный завод оставался крупнейшим производителем траншейных экскаваторов в СССР, на его долю приходилось до 70% всех выпускавшихся машин.
В 1990-х годах предприятие не смогло встроиться в новую экономическую модель современной России. С каждым годом положение ДЭЗ ухудшалось, количество смежников и объёмы отгружаемой продукции уменьшались. В начале 2000-х годов Дмитровский экскаваторный завод вошёл в состав ФГУП «Главное Военно-Строительное Управление №12» (бывший Главспецстрой России), являющимся преемником Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР после распада страны. Минобороны не смогло сохранить потенциал завода и обеспечить его госзаказами. О чём тогда думали пузатые генералы – о китайском импортозамещении?

По состоянию на 2010 год, на Дмитровском экскаваторном заводе работало около 400 человек. Основной продукцией завода оставались экскаваторы. Предприятие производило малыми партиями навесной цепной траншейный экскаватор ЭТЦ-1609 на базе колесного трактора МТЗ-82 и гусеничного трактора ДТ-75. Кроме экскаваторов предприятие производило навесные дорожные фрезы, навесные катки, экскаваторы поперечного копания, дизель-гидравлические станции, вибропогружатели, фильтры. Постепенно спрос на эту продукцию упал. Руководству пришлось идти на крайние меры – сокращение коллектива, оптимизацию производства. На улице оказались десятки высококвалифицированных инженеров, сотни рабочих. Дошло до того, что в скудном каталоге завода появились мангалы для жарки шашлыка!


Заброшенные цеха ДЭЗ. Фото 2022 года

К 2012 году цеха ДЭЗ совсем опустели. Часть оборудования была продана и разворована. Руководство предприятия безуспешно пыталось сдать в аренду остатки заводских корпусов, но военный статус завода помешал этому. Сегодня по заброшенным цехам завода любят лазить местные сталкеры и добытчики цветмета, а бывшее здание заводоуправления, расположенное на ул. Пушкинской, сдаётся в аренду.

Дмитровский экскаваторный завод, наряду с такими флагманами местной экономики как завод МЖБК, ДЗФС, ДЭМЗ, ДАРЗ, ДОЗАКЛ, вносил львиную долю платежей в бюджет Дмитровского района и давал работу сотням дмитровчан. После банкротства и закрытия перечисленных предприятий уровень производства в Дмитровском районе скатился до уровня торговли – до 13%. И продолжает скатываться. Из крупных предприятий Дмитрова работают лишь завод МЖБК и Дмитровский мебельный комбинат.

Прежний глава Дмитровского района Валерий Гаврилов, понимая, что не может остановить банкротство Дмитровского экскаваторного завода, всё-таки пытался оздоровить ситуацию. У него было много связей в областном и федеральном правительстве, в министерстве обороны. Гаврилов был постоянно на связи с руководством завода, сам неоднократно приезжал на предприятие. Помню, что за несколько лет до закрытия в заводских цехах проводились даже конкурсы профмастерства. Ну а нынешнему главе Дмитровского округа Илье Поночевному достались лишь руины, горы бетона и металла. Этому чиновнику уж точно не до промышленных предприятий – стал банкротом, да и хрен с ним! Поночевному подавай высокие рейтинги, красивые фотки, лестные репортажи и жирные подряды. Другое дело, если бы в кресле главы района остался Гаврилов – глядишь, и завод остался на плаву. Его производственные мощности можно было бы перепрофилировать и выпускать на них дорожные фрезы и плуги для сельского хозяйства. Ну, или какие-нибудь запчасти для машиностроения. Ведь была такая идея! 

Такова история этого крупного специализированного завода в Дмитровском районе, дававшего стране уникальную продукцию, а рабочим – достаток и радость от интересной работы. Некогда флагман советской машиностроительной индустрии, один из пионеров производства отечественных траншейных экскаваторов бесславно закончил свой жизненный путь.

Источник: Дзен

15 июня 2023 года

  • Имя:
    Ваш комментарий:

    Имя: Дмитрий
    Отзыв: Завод пережил 2 мировые войны, 3 революции, 90-е, а вот новую Россию не пережил. Судите сами, кто у нас у власти
    Добавлен: 16.06.2023 13:45

    Имя: Вадим
    Отзыв: Дмитрий, между экскаваторным и валом есть бывшая ВЧ, вот уж где точно можно сделать ахренеть какое пространство. Что же касается завода, то дело не столько в том что этот завод мертв, реанимировать то его можно, проблема в том что это практически центр города и восстанавливать производство для переезда это глупая затея. Как по мне, из экскаваторного можно сделать арт галерею или что-то на подобии Депомолла.

    Добавлен: 16.06.2023 14:01

    Имя: Юрий
    Отзыв: Когда работал в местном ПСО, однажды были в роли грузчиков, перевозили из городской администрации мебель в подвал под адмзданием завода (меж нарсудом и большой вышкой), там вроде городское ЗКП администрации. Но скорее всего подземелье там не одно, а целая система. На этом заводе делали землеройные машины, возможно этот завод - вершина одной из "кротовых нор", но попробуй, узнай, насколько она глубока)))))
    Добавлен: 16.06.2023 14:03

    Имя: Владимир Славин
    Отзыв: В Китай отправляем метал, там из него делают сверла победитовые и привозят сюда, здесь продают. И здесь товар из Китая из нашего материала выходит дешевле, чем сделанный у нас. Мы даже сверла е@ные произвести сами не можем по конкурентной цене!
    Добавлен: 16.06.2023 14:09

    Имя: Comandante Chegevara
    Отзыв: Властям неинтересен завод, им нужно больше контрактов, больше сделок с недвижимостью. Это реальные бабки. Поночуввный мелкий грызун бюджета. 💩😀
    Добавлен: 13.10.2023 17:25

     

    Архив статей

    Мы в соцсетях